Памятник-паровоз * Тайшет.RU

Памятник-паровоз

100 фактов

В День Победы жители Тайшета традиционно возлагают цветы к нескольким мемориалам, чтобы почтить память тех, кто сражался за свободу и независимость страны в годы Великой Отечественной войны.

Одним из самых значимых памятников в городе является памятник-паровоз, который находится в непосредственной близости от железнодорожного вокзала. Этот уникальный объект был установлен в 1995 году в честь 50-летия Великой Победы по инициативе Владимира Петровича Кариха, который на тот момент занимал должность начальника Тайшетского отделения Восточно-Сибирской железной дороги.

На тендере паровоза есть мемориальная табличка, на которой написано: «Тайшетцам-железнодорожникам, участникам Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. от благодарных потомков».

Этот памятник является самым тяжелым в Тайшете — его вес составляет впечатляющие 121,5 тонны. В длину паровоз достигает 14 метров, а его высота превышает 5 метров.

Паровоз относится к серии «Л», которая представляет собой советский магистральный грузовой паровоз. Он был разработан под руководством известного конструктора Л. С. Лебедянского и академика С. П. Сыромятникова, а его производство велось с 1945 по 1955 год.

Первоначально этот паровоз получил обозначение П-0001, что расшифровывалось как «Победа», в честь триумфа над фашистской Германией. Однако в 1947 году он был переименован в «Л», в честь главного конструктора. Железнодорожники, которые работали с этими паровозами, ласково называли их «лебедянками».

Локомотивы серии «Л» оказались довольно простыми в управлении и демонстрировали высокую скорость, что сделало их популярными среди машинистов. Хотя по мощности они немного уступали паровозам серии ФД, «лебедянки» были почти на 20% экономичнее, что делало их более выгодными в эксплуатации.

Несмотря на то что памятник-паровоз считается мемориалом, посвященным Победе в Великой Отечественной войне, его создание происходило не в военное время. Памятник был построен в 1954 году, и его история связана с тем, что паровоз Л-3449 работал на важной транспортной трассе Тайшет – Братск.

Машинистом этого паровоза был Анатолий Иванович Сорокин, а его помощниками выступали Владимир Матвеевич Милостивый и Семен Тимофеевич Пятников. Кочегаром на этом локомотиве работал Владимир Иванович Щёкин.

В 2023 году памятник-паровоз прошёл реставрацию, что позволило сохранить его для будущих поколений и продолжить традицию возложения цветов к нему в День Победы. Этот памятник не только символизирует победу в войне, но и является важной частью истории железнодорожного транспорта в России, напоминая о трудностях и достижениях, с которыми сталкивались железнодорожники в разные исторические периоды.

Поделиться с друзьями:
Тайшет.RU