В сентябре 1982 года газета «Заря коммунизма» впервые официально упомянула Тайшетский комбинат строительной индустрии (ТКСИ) — спустя семь лет после начала грандиозной стройки БАМа.Этот проект должен был превратить Тайшет из скромной «калитки» на железной дороге Тайшет — Лена в настоящие «ворота БАМа».
Инициатива исходила от высшего руководства страны: постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 июля 1974 года предписывало за три года (1975–1977) создать в городе мощный промышленный комплекс:
- Завод ЖБИ (140 тыс.м³ конструкций в год)
 - Производство керамзита и перлита
 - Цех минераловатных плит
 - Ремонтный завод дорожной техники
 - Битумно-перлитовая изоляция
 
Итого — 139 объектов.
Но амбициозные планы быстро натолкнулись на суровую реальность.
Строительство возглавил «Ангарстрой» — организация с опытом, но столкнувшаяся с невиданными проблемами:
- Проектная документация запаздывала ( «Сибгипротранс» не успевал за темпами).
 - Рабочие массово уезжали, не выдерживая бытовых условий.
 - Техника простаивала (японские и немецкие машины не спасли ситуацию).
 
Несмотря на это, к 1976 году успели построить:
✔ 20 общежитий
✔ столовую, клуб, детсад
✔ 70-квартирный дом
Но ключевые объекты комбината оставались на бумаге.
К 1977 году — дате официального завершения — стало ясно: ТКСИ не будет сдан.
- План капвложений выполнен лишь на 79% (4,3 млн рублей не освоено).
 - СМП-579, первоначально отвечавший за стройку, перебросили на жильё.
 - Новые подрядчики (СМП-621 и СМП-609) не смогли наверстать упущенное.
 
Почему так произошло?
🔹 Бюрократия — решения тонули в согласованиях.
🔹 Кадровый голод — молодые специалисты уезжали, не выдерживая условий.
🔹 Неэффективное управление — техника простаивала, материалы разгружали месяцами.
Парадоксы системы
Вместо реальных мер власти ограничивались идеологическими кампаниями:
- Соревнования «Ни одного отстающего рядом!»
 - Бесконечные партсобрания и субботники
 - Разгромные статьи в газетах, но никаких системных решений
 
К концу 1978 года стало очевидно: ТКСИ не станет тем промышленным гигантом, каким его задумывали.
- Котельная так и не была достроена.
 - 100-квартирный дом заморожен из-за нехватки средств.
 - Очистные сооружения и другие объекты остались на стадии котлованов.
 
Ирония судьбы:
- Вместо комбината — горы неиспользованных стройматериалов.
 - Вместо ударных темпов — бесконечные отчеты и разборы.
 
ТКСИ мог изменить Тайшет, но стал символом советской гигантомании, столкнувшейся с неэффективностью системы.
«Стройка века» обернулась провалом — не из-за недостатка ресурсов, а из-за того, что их так и не смогли правильно использовать.
Использована информация сайта taishetrn.ru.

 



